Такие люди как Рой «Рыжий Майк» Грумман создавали самолеты для служебной авиации походя, между делом. Потом эти машины становились легендой и задавали линию развития на десятилетия. А сначала они не были ни заветной мечтой, ни вдохновляющей идеей, хотя и делались не менее талантливо, чем все остальное. Делом жизни таких людей была авиация в целом. Самолеты и связанный с этим бизнес. Куда ж без бизнеса в Америке. Здесь отъявленные романтики и те бизнесмены.
В глаза никто не позволял себе фамильярности. Лероя Рэндла Груммана величали только так - «мистер Грумман». Хотя за спиной он иногда и был просто «Рыжим Майком» - из-за рыжевато-блондинистого цвета волос - но и это прозвище произносилось с изрядной долей уважения.
Время - деньги
...Лерой Грумман обвел собравшихся взглядом. Тратить время на многословные совещания он не любил. Да это в Grumman Aircraft Engineering и не принято. Глава компании заранее знал, какие доводы «за» и «против» могут предложить его сотрудники. Для себя он, похоже, уже все решил. Рискованно, но... Время для самолетов, созданных специально для бизнеса, пришло. Грумман поймал вопросительный взгляд Генри Шибела, одного из старших менеджеров компании.
Grumman Gulfstream I; Фото: Gulfstream Aerospace |
- Считаю, надо делать. - Гендиректор как всегда прост и немногословен.
- Есть возражения? - Свирбул обернулся к собравшимся.
Теперь уже возражений не нашлось. Собрание завершилось на пятой минуте после начала. А итогом его стал - ни много ни мало - запуск работ по созданию одного из первых самолетов, специально сконструированных для бизнес-авиации - Grumman Gulfstream, ныне известного как Gulfstream I.
Служили два товарища
Нам, привыкшим к дуополии на мировом рынке авиастроения, трудно представить себе, как рождались великие крылатые корпорации в прошлом. Сегодня многомиллиардные инвестиции не гарантируют успешного выхода на рынок новичка, а тогда...
Цеха Grumman Aircraft Engineering, 1930-е |
Летающие лодки Груммана |
Руководители компании за работой - слева направо: Грумман, Швендлер, Свирбул |
На первых порах приходилось туговато - Великая депрессия ломала даже «матерые» предприятия, казавшиеся непотопляемыми уже долгие годы. Рою и Джейку случалось останавливать мастерские и распускать людей на некоторое время по домам. Но они работали, и никогда не боялись в буквальном смысле засучить рукава и встать бок о бок с механиками в цехах. Инженерный талант Груммана и его команды, умноженный на деловые качества и чутье Свирбула делали свое дело. К концу 1930-х компания оставалась небольшой, но довольно известной и даже - случалось - прибыльной. Но пока и рядом не стояла с настоящими промышленными гигантами.
"Женщины - фронту" |
Рождение «Гольфстрима»
Впрочем, война кончилась, военный заказ сократился, и в 1950-х Grumman Aerospace и ее руководству в дополнение к оборонным программам пришлось искать возможности более широкого выхода на мирный гражданский рынок. Растущий и объемный сегмент бизнес-авиации, в то время довольствовавшийся переделанными военно-транспортными самолетами и поршневыми авиалайнерами, привлек пристальное внимание самого Груммана. О потребностях и задачах служебного самолета он знал не понаслышке - компания использовала пару конвертированных поршневых DC-3 в качестве корпоративных самолетов.
Лерой Грумман (справа) и Джейк Свирбул, 1940-е |
- Да, я хотел бы сделать такой самолет до того, как уйду на пенсию.
Лерой Грумман привык полагаться на своих людей, с которыми работал не один десяток лет. Запуск новой программы был одобрен без всякого предварительного исследования рынка. Потенциальный спрос и требования клиентов, тем не менее, все же изучили - дело-то было в Америке - прямо в ходе работ над проектом.
Печатная реклама Gulfstream I |
«Небесные роллс-ройсы»
Новинка Grumman Aerospace стоила почти в четыре раза дороже, чем переделанный DC-3 на вторичном рынке. Но разница была налицо - пассажирская кабина с наддувом, новейшие технологии, несравненно большие скорость и дальность полета. Ну, и кроме того - эстетика. Фирменные линии носовой части самолета и овальные иллюминаторы - ответ на пожелание потенциальных клиентов улучшить обзор - и по сей день позволяют отличить «гольфстримы» от других бизнес-джетов. Звание «небесных роллс-ройсов», подчеркивающее комфорт и статус, также закрепилось за ними именно со времен основоположника династии «Гольфстрима Первого».
Новый реактивный красавец - Gulfstream II; фото: Gulfstream Aerospace |
Материал впервые был опубликован в журнале Altitudes Russia. Представленная версия содержит авторские изменения.
Всё хорошо, но мало :). И года кончины я бы,всё-таки, подправил бы.... :))
ОтветитьУдалитьСпасибо! Про таких людей можно целые книги писать - но здесь мы сознательно используем такой краткий формат. Опечатка в годах уже исправлена =)
ОтветитьУдалить