Social Icons

twitterfacebookgoogle plusrss feedemail

11 дек. 2012 г.

Q: Лихой "Робинзонщик"

- Уселся? Давай, пристегивайся, тяни за этот рычаг и полетели.

Квентин Смит, легендарный вертолетчик, известный своими бесстрашными (если не сказать, безбашенными) приключениями, говорил совершенно серьёзно. Мы сидели в его поршневом "Робинсоне" R44, который лениво размахивал лопастями на территории его же школы в деревеньке Денхем, примерно в часе езды от Лондона. Погода была на удивление чудесная, часов восемь вечера.

Возможно, они успели что-то "отметить", пока я сюда добирался, поэтому я решил уточнить:
- Я ведь говорил, что никогда не летал сам?
- Все когда-то "не летали", это не значит, что не нужно начинать. Давай, поднимай вертолет в воздух. Посмотрим, что у тебя получится.
Спорить было невозможно. Мысленно уговорив себя, что судьба двух пассажиров, сидящих сзади, равно как и нас двоих, все-таки в руках легендарного "Кью" (по имени его почти никто не называет), я неуверенно потянул за тот самый рычаг.

"...тяни за этот рычаг, и полетели"!
Суматошные метания, вращение, набор высоты, вперед, вниз, лыжами касаемся огромной лужи в поле, теперь прямо над верхушками деревьев и разворот... Сколько прошло времени, прежде чем я вновь ступил на землю, не знаю. Что из этого делал я, а что - он, помню получше. А вот почему все так восторгаются этим самым Q, я усвоил железно.

Вертолеты были в его жизни всегда. Отец служил во флоте Ее Величества и летал постоянно. Мать, по легенде, "жила на собранном чемодане" - вдруг куда-то ехать. Вот и маленький Квентин уже лет в пять вовсю помогал родителям "рулить". Впрочем, осознанно летать он начал позже - сначала были юношеские метания, отказ от службы в ВВС Великобритании, обучение естественным наукам, карьера автогонщика и даже работа фьючерсным брокером в Сити. Он постоянно летал с отцом, и к тому времени, сам того не заметив, стал довольно опытным пилотом. Но связать жизнь с вертолетами долго не решался:

"Когда летаешь с самого детства, это не вызывает такого восторга. Кажется, что в мире есть вещи поинтереснее".

Маленький Квентин вовсю помогал родителям рулить
Однако в 1986 году он победил в соревнованиях за звание лучшего частного пилота Великобритании, потом поработал в вертолетном такси и постепенно втянулся. Уже в 1993-м, при поддержке отца, открыл филиал летной школы. Тот самый - в Денхеме: "У меня была старая школьная парта, сломанный телефон, который мне сначала пришлось починить, и Robinson R22, позаимствованный у друга".

Удивительно, но человек, который известен отчаянными "выкрутасами" на легких "Робинсонах", никогда не рискует - по крайней мере, так он сам считает:

"Я старался никуда не торопиться и как следует почувствовать вертолет. Новые маневры осваивал постепенно и всегда удивлялся, откуда в людях столько храбрости? Неужели они не боятся вот так спешить?"
Через несколько лет преподавания появилась возможность как следует отличиться: его ученица Дженнифер Мюррэй решила облететь земной шар на Robinson R44. Даже создатель вертолета, Фрэнк Робинсон, сомневался, что это возможно. Но Q справился, и без юмора не обошлось: 

"Вокруг света на вертолете - это еще не все. Гораздо интереснее получилось с моим отцом. Когда он узнал, что мы собираемся в "кругосветку", его тоже потянуло на подвиги. Причем он решил установить рекорд скорости. Подбил на это друга и приготовил свой старенький Hughes 500. Мы договорились, что он даст мне фору - чтобы я все-таки прилетел первым. Мы с Дженнифер неспешно продвигаемся по маршруту, встречаемся с разными людьми, и тут ловим его на Ниагарском водопаде. Он втихаря отправился раньше! Что ж, я тоже не промах: мы помчались сломя голову и прибыли обратно в Англию на неделю раньше положенного. Там мы собрали прессу, пофотографировались и вернулись на Фарерские острова - как будто и не выбивались из намеченного графика. И вот, мы второй раз прилетаем домой. Там меня встречает довольный собственной хитростью отец... а я ему вручаю местную газету недельной давности со своей фотографией на фоне вертолета!"

На Северном полюсе
Но приключения - это далеко не главное. Q фанатично предан вертолетам. Он уверен, что в будущем на смену автомобилям и дорогам обязательно должен прийти воздушный транспорт. Мы зависли в небе над Денхемом, и он сказал:

- Посмотри вниз. Видишь, вон ползут люди, которые привязаны к земле. Чтобы они могли передвигаться, для них нужно строить дороги, создавать эти сложные машины, и всё ради того, чтобы они даже никуда не ехали! Большую часть времени они проводят в пробках! А вертолет... ты сам видишь, какую он дает свободу. Моя главная задача - познакомить с этим чувством как можно больше людей, чтобы они его понимали, чтобы они захотели летать.

Вертолет дает свободу
Тем же вечером я побывал на встрече их клуба. В шумном баре собралось человек 15 вертолетчиков - кто-то с большим опытом, кто-то практически без него. Их объединяло одно: каждый из них когда-то прокатился с Q в его R44. Магия, харизма или просто талант - не знаю. Но в его руках Robinson ведет себя совершенно иначе, и хочется во что бы то ни стало научиться так же.


Материал впервые опубликован в журнале Altitudes Russia, №21.
www.alt.aero

1 комментарий: