Social Icons

twitterfacebookgoogle plusrss feedemail

11 февр. 2011 г.

Cessna подняла перчатку Embraer

Фото: Cessna Aircraft
Борьба еще не началась, а первые жертвы уже известны. Citation XLS+ и Sovereign уйдут на заслуженный покой

Не удивлюсь, если главе Cessna Aircraft Джеку Пэлтону снятся географические каламбуры. Например, что Вичита вдруг оказалась в Сан-Паулу, а вместо привычных тополей и подсолнухов самолетостроительные цеха окружены пальмами.

Что это за сюрреалистические галлюцинации? Уж не красные ли мухоморы? Нет. По крайней мере, сомневаюсь, что б их употребляли маркетологи Cessna и Embraer. Впрочем, обо всем по порядку.

До «нулевых» годов позиции легендарного самолетостроителя Cessna Aircraft на рынке, в первую очередь, на родном американском были непоколебимы. Нет, разумеется, существовал конкурент – не менее известная компания Hawker Beechcraft, - но маркетинговое поле было мирно поделено, амбициозных битв не наблюдалось. Благоприятный американский климат сильно сегментировал производственную линейку Cessna: в ней можно найти и сверхлегкие, и легкие, и средне-легкие, и просто средние бизнес-джеты. В общем, на любой вкус, кроме больших и дальних самолетов.

Но в начале 2000-х зажиточная уверенность постепенно сменяется ироничным недоумением, а позднее и нескрываемой тревогой. На горизонте появляется новый, амбициозный и талантливый конкурент – бразильская компания Embraer. С удивительной прытью в производство запускаются одна, три, пять моделей. Ведется разработка еще двух - Legacy 500 и Legacy 450. Самое неприятное для Cessna - новинки нацелены на тот сегмент, в котором у компании традиционно были самые сильные позиции – рынок средних бизнес-джетов.

Есть повод забеспокоиться. Бразильские самолеты разрабатываются с чистого листа, а не эволюционируют, как большинство «Цессен». На обоих бизнес-джетах устанавливается ЭДСУ. Само по себе это событие новостью не является, другое дело, что система появится на самолетах со стоимостью в разы ниже, чем у единственного на данный момент бизнес-джета с ЭДСУ Dassault Falcon 7X.

Что оставалось Cessna? Только принять вызов. И глава материнской корпорации Textron Скотт Донелли, признав, что Embraer вторгся на исконно занимаемую территорию Cessna, объявил о грядущих переменах. А именно – об апгрейде легкой и средней производственных линеек и разработке бизнес-джета (или нескольких) «с чистого листа». На заслуженный покой в скором времени отправятся ветераны деловой авиации: Citation XLS+ и Sovereign, крыло которого так часто копировалось для других моделей. Компания проведет маркетинговое исследование рынка средних бизнес-джетов и, вероятно, после этого сообщит детали будущих проектов. Американцам следует поторопиться: в 2012 и 2013 годах по глобусу разлетятся первые Legacy 500/450.

Может показаться странным, но новостным поводом этого пассажа послужило не заявление Донелли. Точнее, не оболочка из слов про инвестиции, апгрейд и новые модели. Компания Embraer, которая, на секундочку, родом из страны БРИК, страны с формирующейся экономикой, всего за десять лет ухитрилась продиктовать условия игры авторитету на рынке. Замечу, что хотя Hawker пока не отреагировал на активную работу Embraer, причина этого видится не в высокомерном нежелании играть по правилам новичка, а в невозможности это делать.

На смену сюрреализму пришел модерн, парадоксальные формы сменились естественными линиями. Возможно, Сан-Паулу перерастет авиационную столицу США Вичиту и будет устанавливать новые производственные рекорды…

…Какие уж тут мухоморы.

6 комментариев:

  1. Стоит заметить, что борьба уже вовсю началась - Phenom 100 обскакал в поставках "Мустанга", а Phenom 300 вытеснил из парка NetJets старичка Hawker 400. Так что в легком сегменте, похоже, царствование Цессня при участии Хокера уже пошатнулось.

    ОтветитьУдалить
  2. Иногда меня удивляет способность Г-жи Назаровой вплести пару дурманящих пассажей и на них построить развязку. Чему только не научишься, работая в профильной прессе! Интересно, хватит ли у Цессны сил и денег запустить и развить новую линейку - ведь в нынешних условиях они чувствуют себя чуть ли не хуже всех.

    ОтветитьУдалить
  3. Иван, я же должна оправдывать свою "заядлую" характеристику)) Что же до Цессны, есть такие подозрения, что не потянут. Но с другой стороны, сейчас им нужно вложиться по максимуму, в новую нишу с Коламбусом они так и не вышли, главное оставить за собой хотя бы имеющиеся позиции.

    ОтветитьУдалить
  4. А я вот помню Гроб был такой классной альтернативой.
    Жаль, такого хорошего немца запороли.
    Анна, спасибо интересная статья, хотя я лично большой НЕ любитель леерджетоф и иже с ними, да и ковбоев жалка..прошли золотые дни это точно

    ОтветитьУдалить
  5. С Гробом другая история - он изначально был рискованным проектом. Хороший самолет - это не то же самое, что успешный самолет. За последние 60 лет только одной компании удалось "с нуля" войти в большое авиастроение - Embraer. А список неудачников широк довольно - Eclipse, Sino Sweringen/Emivest, ATG, Epic Aircraft, Adam Aircraft, тот же Grob...

    ОтветитьУдалить
  6. согласен, но если делать упор только на Хороший - он был классный, особенно животик внизу )))

    я одно время разрабатывал им подход на российский рынок, а то с именем Гроб низзя было зайти

    ОтветитьУдалить