|
Eurocopter X3 |
Если вы думаете, что современные вертолеты так же круты, как и трехколесная машинка Мистера Бина – почитайте вот это. Разработки, которые опережали свое время в 50-е, сегодня вдруг обрели реальность и начинают подавать надежды.
|
Vertol VZ-2 |
Слова футуристичные, как и концепции:
тилтротор,
тилтвинг,
пропротор,
фенестрон... Некоторые из них имеют русские эквиваленты, но и те ясности не вносят. Кто из них винтокрыл, а кто конвертоплан? Все слова придумали давно, как и сами технологии, но вы только сравните
Vertol VZ-2 с
BA609. Второй внушает куда больше доверия..
|
Fairey Rotodyne |
Я вот не могу успокоиться по поводу
Fairey Rotodyne – был всего один прототип, который полностью уничтожили в 60-е, причем до сих пор неясно, зачем. Железо погибло, но мечта осталась. Это был винтокрыл с двумя турбовинтовыми двигателями, которые приводили в движение два тянущих пропеллера, а также подавали сжатый воздух в сопла на концах лопастей несущего винта. Реактивный ротор позволил избавиться от вращающего момента. Rotodyne выполнил 455 полетов без единого проишествия и разогнался до 307 км/ч. Представьте же мое удивление, Господа, когда мне на глаза попался
Eurocopter X3 (кстати – «икс три»). По сути – это другая машина, но как похоже выглядит! Это модифицированный EC155, два двигателя которого приводят в движение несущий винт и два пропеллера. Вращающий момент нейтрализуется разным шагом пропеллеров. Он разгоняется до 410 км/ч и относительно дешево стоит благодаря простоте конверсии.
|
V-22 |
По-другому дело обстоит с конвертопланами – они же тилтвинги и тилтроторы. Возьмем известный, футуристичный и безумно дорогой Bell-Boeing
V-22 Osprey. Его разработка заняла 30 лет и обошлась казне США примерно в $27 млрд, причем ввод в эксплуатацию откладывался огромное количество раз. Однако он правда взлетает и садится как вертолет, а летает как самолет. В самолетном режиме он может разогнаться до 565 км/ч, и он уже участвовал в боевых действиях. На нем стоит трехканальная ЭДСУ, а пилот должен уметь управлять как самолетом, так и вертолетом. AgustaWestland продолжает разработку его гражданского брата BA609. Его наиболее приятное умение – приземляться прямо на крышу небоскребов, высоко над медленно ползущими в пробках автомобилями. А между городами он
|
BA609 |
летает со скоростью 509 км/ч. Есть существенное «но» – хоть он и умеет все, что должен уметь конвертоплан, по некоторым оценкам его стоимость может достигнуть $20 млн, а с 9 пассажирами и дальностью 1390 км столько платить рука не поднимется, какими бы технологиями он ни был напичкан.
|
Sikorsky X2 |
Sikorsky X2 – идея посвежее. Компания начала испытывать соосную схему в начале 70-х, чтобы проверить, удастся ли разогнать вертолет побыстрее. Благодаря новым технологиям концепцию развили, и появился Х2. Прототип уже разгонялся до 463 км/ч и кажется достойной платформой для новой линейки. Наши – тоже не промах.
Миль на
HeliRussia 2008 представил
Х1, а
Камов –
Ка-92. Фотографий и громких релизов с тех пор не появлялось, значит, пока еще не летают.
|
Фенестрон на EC-135 |
Перфекционистам меньше всего в вертолетах нравится рулевой винт. Он шумит и может цепляться за землю или рубить прохожих. Есть две актуальные альтернативы. Обе круто выглядят и повышают безопасность. Это
Fenestron фирмы Eurocopter и
NOTAR MD Helicopters. Первый – что-то вроде вентилятора, установленного внутри хвостовой балки.
Второй направляет нисходящий поток от несущего винта хвоста, используя выходящий из него под давлением воздух. Здесь и вовсе нет винта – давление нагнетается вентилятором у основания хвостовой балки. Для управления на самом хвосте установлен вращающийся барабан с отверстиями.
|
NOTAR на MD Explorer |
И на сладкое: Bell и Boeing всерьез рассматривают создание
Quad Tilt Rotor – конвертоплана с четырьмя винтами на основе V-22. Он будет размером с C-130 Hercules, а разогнаться сможет до 460 км/ч с грузом до 9 тонн. У его роторов не будет кольцевых обтекателей, и на нём не будет кучи оружия. А в остальном до той здоровой махины в «Аватаре» – рукой подать.
Фантазий много, здоровых амбиций тоже - осталось только раздвинуть узкие рамки рыночной ниши. Жаль только, что маловато программ по созданию по-настоящему экономичного и простого в управлении вертолета. Задорого и летающую тарелку сделать можно - вот только кому она нужна будет?
ОтветитьУдалитьА в этом до сих пор и заключается основная проблема: даже классический вертолёт гораздо дороже и сложнее сопоставимого самолёта, а когда сюда добавляются новые технологии, стоимость ещё возрастает. Отсюда и предполагаемые $20 млн за тилтротор с 9 креслами, что, конечно, запредельно дорого.
ОтветитьУдалитьНо тогда как ниша собственно вертолётов ограничена и скоростью, и вибрациями, и другими факторами, удачный гибрид за разумные деньги должен иметь успех.
Неверно подходите к теме, стоит только поискать и найти, примерно, как я: сделал одно изобретение, оформляю второе и одновременно строю конвертоплан, к стати, реактивный, недорогой по строительству и эксплуатации. С начала были сделаны расчёты, за тем - построен исследовательский лабораторный стенд, и только потом начал строить. Очень впечатляющие характеристики получаются, смею сказать.
Удалить