Результаты таковы – производство бизнес-джетов откатилось на уровень трехлетней давности. Поставки реактивных служебных машин рухнули на 33,7% по сравнению с 2008 г., а общая стоимость всех самолетов АОН – на 21,4%. У турбовинтовых дела с поставками сравнительно (и только сравнительно) лучше: -17,7%. Что касается «большой шестерки» производителей, то ее «успехи» наглядно представлены в таблице. Удивляют меня по-прежнему только ребята из Dassault, умудрившиеся улучшить показатели в сравнении с рекордным 2008 г. И все за счет единственного относительно нового самолета в топовом сегменте бизнес-джетов – Faclon 7X, ведь на него пришлась почти половина всех поставок французов. Embraer наклепал столько Phenom 100, что переплюнул прошлогодние достижения на 220% (!). Правда, что касается стоимости, то тут результат бразильцев оказался на порядок ниже: +20%. И тем не менее это лучший показатель в шестерке, хотя Dassault уступает ненамного (рост в 19%).
В общем, 2009 г. вполне оправдал ожидания и стал полноценным «провальным годом», оставив 2010-му еще небольшой запас, чтобы дотянуть до прогнозируемого 40% падения в сравнении с 2008. Однако общее настроение в профильных СМИ по-прежнему остается натянуто-бодрым, и нас периодически захлестывают волны удушливого оптимизма.
За что мне нравится господин Брайан Фоли из Brian Foley Associates, так это за здоровую привычку созерцать окружающий мир, предварительно сняв розовые очки. На этой неделе он опубликовал прогноз развития рынка бизнес-джетов на 10-летний период. Рост поставок до 2019 года Фоли оценивает как в среднем 2,7% в год. А всего за это время, по мнению аналитика, на рынок будет поставлено 8900 служебных реактивных самолетов на сумму $170 млрд. Причем около 48% бизнес-джетов отправятся за пределы Северной Америки – серьезное изменение в сравнении с традиционными 30%.
В принципе, это все, что я собирался сегодня рассказать. Оставляю за вами право считать все это полной чушью. Тем не менее, приятного аппетита и хороших выходных.
Комментариев нет:
Отправить комментарий