Не то, чтобы я не верил в перспективы вертолетного рынка. Я не верю в его способность к значительному росту. Особенно в корпоративном сегменте. Вертолеты обречены сидеть в своей узкой и весьма специфической нише. Война, пожар и спецработы – вот, грубо, и весь их удел. Именно здесь они реально незаменимы. Но эти ниши остаются неизменными уже лет 30—40, и оснований для их существенного расширения и/или качественного изменения что-то не заметно. Разве что, причины для рывков найдутся в локальных масштабах – в отдельных регионах или странах. Но вряд ли это сильно отразится на глобальном объеме.
В качестве корпоративного/частного транспорта вертолеты тоже весьма специфичны. С чисто утилитарной точки зрения им часто приходится конкурировать с автомобилями. При довольно приличном выигрыше в скорости, преимущества в комфорте довольно спорны. Про экономику вопроса я лучше промолчу. Конечно, там, где нет дорог, расстояния значительны, а взлетно-посадочные полосы отсутствуют, у винтокрылых машин нет конкурентов. Но это опять-таки очень узкая ниша, в которой признаков заметного расширения тоже не видно.
Но. Исключение есть. Это сегмент легких поршневых вертолетов, осваиваемый компанией Robinson с фантастическим успехом. Стоимость таких машин настолько низка, что делает их доступными для довольно широкого круга частных владельцев. Но летно-технические характеристики этих вертолетов сильно сужают круг их применения. В значительной мере многочисленные персональные «робинсоны» - это игрушка для тех, кого тянет в небо. Все это сильно привязывает данный сегмент рынка к экономическим циклам. Почти так же сильно, как поршневые самолеты. Экономика прет вверх, денег много, финансирование доступно – отчего же не купить летающую забаву? Когда же экономика входит в зону турбулентности, шутки принято оставлять в стороне. Тем не менее, именно легкий поршневой (а с приходом R66 и однодвигательный газотурбинный) сегмент вертолетного рынка будет однозначно в будущем лидировать по количеству поставок. Но в денежном отношении удельный вес этого сектора сравнительно невелик.
Недавно выпущенный прогноз Honeywell только подкрепляет мои сомнения. На ближайшие 5 лет специалисты компании прогнозируют поставку 3750—4250 гражданских вертолетов, что очень близко к результатам прошедшей пятилетки – 3900. Опрос эксплуатантов, на котором базируются выкладки Honeywell, продемонстрировал четкое снижение планов по покупке новой техники и обновлению парка. Кризис вернул вертолетный рынок к его недавнему прошлому, которое отличалось крайне медленным развитием, граничащим со стагнацией. Другой «вертолетный» прогноз – компании Rolls-Royce – более оптимистичен и обещает стабильный рост в долгосрочной перспективе (10300 машин за 10 лет). Поживем – увидим.
Да, и еще одно важное добавление: пожалуйста, не забывайте, что автор всего здесь написанного крайне субъективен. И очень зависим. Правда, только от самого себя и цифр статистики.
Искренне ваш,
Пока мой сосед не летает в супермаркет на «робинсоне»,
Алексей Королев
В качестве корпоративного/частного транспорта вертолеты тоже весьма специфичны. С чисто утилитарной точки зрения им часто приходится конкурировать с автомобилями. При довольно приличном выигрыше в скорости, преимущества в комфорте довольно спорны. Про экономику вопроса я лучше промолчу. Конечно, там, где нет дорог, расстояния значительны, а взлетно-посадочные полосы отсутствуют, у винтокрылых машин нет конкурентов. Но это опять-таки очень узкая ниша, в которой признаков заметного расширения тоже не видно.
Но. Исключение есть. Это сегмент легких поршневых вертолетов, осваиваемый компанией Robinson с фантастическим успехом. Стоимость таких машин настолько низка, что делает их доступными для довольно широкого круга частных владельцев. Но летно-технические характеристики этих вертолетов сильно сужают круг их применения. В значительной мере многочисленные персональные «робинсоны» - это игрушка для тех, кого тянет в небо. Все это сильно привязывает данный сегмент рынка к экономическим циклам. Почти так же сильно, как поршневые самолеты. Экономика прет вверх, денег много, финансирование доступно – отчего же не купить летающую забаву? Когда же экономика входит в зону турбулентности, шутки принято оставлять в стороне. Тем не менее, именно легкий поршневой (а с приходом R66 и однодвигательный газотурбинный) сегмент вертолетного рынка будет однозначно в будущем лидировать по количеству поставок. Но в денежном отношении удельный вес этого сектора сравнительно невелик.
Недавно выпущенный прогноз Honeywell только подкрепляет мои сомнения. На ближайшие 5 лет специалисты компании прогнозируют поставку 3750—4250 гражданских вертолетов, что очень близко к результатам прошедшей пятилетки – 3900. Опрос эксплуатантов, на котором базируются выкладки Honeywell, продемонстрировал четкое снижение планов по покупке новой техники и обновлению парка. Кризис вернул вертолетный рынок к его недавнему прошлому, которое отличалось крайне медленным развитием, граничащим со стагнацией. Другой «вертолетный» прогноз – компании Rolls-Royce – более оптимистичен и обещает стабильный рост в долгосрочной перспективе (10300 машин за 10 лет). Поживем – увидим.
Да, и еще одно важное добавление: пожалуйста, не забывайте, что автор всего здесь написанного крайне субъективен. И очень зависим. Правда, только от самого себя и цифр статистики.
Искренне ваш,
Пока мой сосед не летает в супермаркет на «робинсоне»,
Алексей Королев
Алексей, а ведь, небось, 13000 машин за 10 лет, а не 1300. Но это всё ладно, ведь прогнозы исходят от завистников Turbomeca, которая поставляет турбовальные движки на Ми-34С2 Сапсан и - теперь - на Ка-62. А это, извини меня, тысячи поставок в ближайшие годы, ведь российское вертолётостроение, объединённое под единым брендом "Вертолёты России", семимильными шагами расширяет своё глобальное присутствие. Конечно, лузеры Honeywell и R-R обзавидовались, и теперь "стагнируют" рынок своим пессимизмом, хотя могли бы за коллег и порадоваться.
ОтветитьУдалитьКакие 1300? У меня же ясно написано теперь 10300 :)
ОтветитьУдалитьДа, безусловно, "развитие семимильными шагами" могут обеспечить только "чрезвычайно богатые и зажиточные" страны третьего мира, которые спят и видят, что покупают вертолеты сотнями :) Как это Ханиуэлл с Роллс-Ройсом этого не учли?... Им бы поучиться у "Вертолетов России" как маркетинговые исследования проводить :)
Ваш скепсис совершенно неуместен хотя бы по следующей причине: "Сегодня в Венесуэле, Бразилии, на Кубе, в Мексике, Перу, Эквадоре, Чили и других странах региона эксплуатируется около 300 российских вертолетов. При этом потенциальная потребность латиноамериканского рынка в дополнительных машинах подобных классов, по оценкам специалистов ОАО «Вертолеты России», составляет около двухсот единиц." Ещё 200-300 в Африке, 200-300 в Азии - вот вам и тысяча. А сомневаться в будущих успехах отечественного вертолётостроителя, по меньшей мере, не патриотично. Это как клеветать на "Марашу" - отечественный гиперкар, готовый заткнуть за пояс любые итальянские и немецкие потуги.
ОтветитьУдалить1000 экспортированных вертолетов за полсотни лет работы мощнейшего советского вертолетостроения? Это вовсе не штука. А патриотизм и шапкозакидательство - немного разные вещи. Например, как можно было верить в успех России на Олимпиаде 2010, если 20 лет до этого спорт планомерно уничтожался? Хотя сказано - блажен, кто не видел, а верует... Только это немного о другом.
ОтветитьУдалитьДа не за полсотни лет. А потребность рынка мирового минимум в 1000 российских вертолётов. И поставлены они будут в короткий срок. Вот моё субъективное и высокопрофессиональное мнение. А вот самое громкое вертолётное событие второго десятилетия будет, когда AgustaWestland, не выдержав напора вечно ошибающихся журналистов, переименуются-таки в Augusta Westland =))
ОтветитьУдалитьПереименовались-таки! Хоть и не совсем по прогнозу
УдалитьКстати, индустриальные инсайдеры в лице сами знаете чьего покорного слуги, докладывают, что Российская вертолётная отрасль осуществила постройку и поставку 183 машин в 2009 г. В 2008 эта цифра равнялась 169. Давайте представим, что поставки продолжат оптимистично расти в течение 10 лет в среднем на 5%. Итого к 2020 только российских вертолётов будет поставлено 2724 единицы.
ОтветитьУдалитьНу-ну. Вот я и говорю, поживем - увидим. А что значит, "только российских"? Можно подумать, что кроме США и Евросоюза еще кто-то вертолеты выпускает :)
ОтветитьУдалитьlowflyer, как обычно порадовал! До чего ж тебя читать приятно. A уважаемый Fkod, по всей вероятности, перетрудился на благо отечественного вертолетостроения =) 183 машины - цифра, безусловно, серьезная, особенно, если учесть производственные "успехи" российского самолетостроения. Вот только меня, например, смущает тот факт, что Еврокоптер в 2009 г поставил 558 военных и гражданских вертолетов. Если основываться на мнении, озвученным lowflyer, получается, что рынок существенно расти не будет, то есть Вертолетам России придется подвинуть тот же Еврокоптер, чтобы поставить через 10 лет 2724 единицы (массовое (тысячное) овертолечивание стран треть мира лично мне представляется несколько сомнительным). И вот тут возникает вопрос - а за счет чего собственно наши обыграют буржуев?
ОтветитьУдалитьКак за счёт чего? Наши вертолёты лучше. Брутальнее. К тому же, наше государство взяло курс на инновационные технологии. А когда свет увидят демонстраторы Ми-Х1 и Ка-92, вопрос о превосходстве российских вертолетов на мировой арене больше не встанет.
ОтветитьУдалитьНаши вертолеты: а) дешевы и б) неприхотливы в суровых условиях эксплуатации. Однако в странах, где есть в них потребность, как правило, слишком мало денег. Ниша есть, но она может оказаться не так широка, как думают некоторые.
ОтветитьУдалитьКороче говоря, некоторые страны просто созданы для наших вертолётов. Только, как правило, у этих стран нет денег, чтобы купить наши вертолёты.
ОтветитьУдалить