Сегодня последняя пятница уходящего года. Условно, конечно. Ведь по юлианскому календарю последней пятницы ждать еще две недели. А благочестивые старообрядцы уже четыре месяца живут в новом 7518 году от сотворения мира. Но итоги года принято подводить все-таки руководствуясь календарем гражданским. Так и поступим. Из пестроты минувших 12 месяцев я выбрал, на свое усмотрение, несколько важных событий из мира нелинейной авиации. Не все они являются равными по значимости, однако все остаются знаковыми – в локальных или глобальных масштабах. О том, что запомнилось – 10 событий 2009 года.
Запуск кампании «No plane no gain». Американские политики и СМИ обрушились с критикой на использование корпорациями собственных самолетов, обвиняя их в бездумном расточительстве. Отрасль, после некоторого смятения, сумела ответить на этот вызов – две профильные ассоциации NBAA и GAMA запустили рекламно-просветительскую кампанию «No plane no gain» (что-то вроде «Без самолета – проиграешь» или «Без самолета нет бабла»), которая реально смогла в относительно короткие сроки реабилитировать деловую авиацию в глазах американской общественности.
Конец проекта М101Т. Неудачная попытка отечественного производителя вывести на рынок турбовинтовой самолет завершилась остановкой программы весной 2009 г. Яркая иллюстрация того, что успех той или иной модели не ограничивается созданием добротной конструкции. Необходимо еще суметь оценить потребности рынка и выстроить систему продаж.
Отмена программы Cessna Citation Columbus. Последствия этого вынужденного шага для Cessna Aircraft еще впереди. Рано или поздно рынок начнет восстанавливаться - а козыря на руках у компании не окажется. А ведь это был реальный шанс для Cessna выйти в новый для нее сегмент рынка - сектор бизнес-джетов большого класса. Скорее всего, со временем Columbus «откопают» – но конкуренты уже получили существенную фору.
Продажа активов Adam Aircraft. «Промышленные инвесторы» неудачно вложили деньги. Сверхлегкие реактивные самолеты и без всякого кризиса не имели того блестящего будущего, которое им пророчили. Однако сама по себе попытка российского капитала выйти на американский авиастроительный рынок очень показательна. Станет ли она только пробным шаром?
Объединение российских ассоциаций. Расколотое сообщество бизнес-авиации в России продемонстрировало волю к объединению. Разногласия удалось урегулировать, и две отечественные отраслевые ассоциации НАДА и UBAA объединились и стали ОНАДА. Усиленная ассоциация развила бурную деятельность по лоббированию интересов участников рынка.
Банкротство Jet Republic. Я не поклонник мыльных пузырей и амбициозных планов со слабым обоснованием. В успех нового игрока на тесном европейском рынке долевого владения не верилось изначально. А турбулентный 2009 г. поставил на этих планах точку. Вполне логично.
Отставка Ричарда Сантулли. Отец-основатель NetJets и изобретатель программы долевого владения отправился на покой. Вместе с ним ушла в отставку и целая эпоха становления и развития этой бизнес-модели. А усилившиеся в последнее время кризисные судороги NetJets, по мнению некоторых, напоминают агонию. Но не будем судить поспешно. Кризис – не всегда конец. Иногда лишь повод к изменениям.
Первый полет Gulfstream G650 и G250. Gulfstream Aerospace на фоне ослабления всех без исключения производителей бизнес-джетов выглядит вполне достойно, благодаря успехам своей материнской компании General Dynamics. По крайней мере, видимые успехи налицо: кризис кризисом, а в первый полет отправляются сразу две новинки модельного ряда компании. Неплохой задел ко времени восстановления рынка.
Тендер по продаже «Аэрофлот плюс». Вроде бы в этом ничего примечательного нет. Но открытый тендер по продаже компании бизнес-авиации в России дело само по себе диковинное. Показательно и то, что покупателем стал крупный западный оператор Jet Alliance. Российские претенденты то ли не смогли предложить ничего дельного, то ли не слишком вдохновились идеей такого приобретения.
Отмены крупных заказов у Hawker Beechcraft и Cessna. Под занавес года, когда градус оптимизма на волне новостей о стабилизации рынка стал повышаться, пришли новые нехорошие известия. NetJets отменила крупный заказ на «Хокеры» ($2,6 млрд), а чуть позже, неназываемый клиент (но вполне вероятно, что все та же NetJets), лишила Cessna заказа в $1,1 млрд.
Что ожидаем от 2010 г.? Скорее окончательной стабилизации, чем нового роста. По крайней мере, в производственном секторе увеличения поставок явно не предвидится. И тем не менее, начавшееся еще в уходящем году укрепление вторичного рынка бизнес-джетов, а также стабилизация и рост летной активности при некотором оживлении мировой экономики окрашивают ближайшее будущее уже не в такие мрачные тона, как год назад. И при всем своем неизбывном скептицизме, я склонен верить в удачный год. Правда, под удачей люди понимают разные вещи. Но не будем их разочаровывать. Бог не выдаст, свинья не съест.
Вот такие пироги. С наступающим Рожествомъ Христовымъ и Новымъ Годомъ! И как обычно – приятного аппетита!
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий