Похоже, эпопея с американской компанией Eclipse Aviation заканчивается полным провалом. Скорее всего, имя этого авиастроителя навсегда останется связанным с одной из самых громких авиационных авантюр 21 века.
Немного истории. Eclipse Aviation и ее основатель миллиардер Верн Рабурн в конце 1990-х представили концепцию реактивного самолета стоимостью меньше 1 млн. долларов. Компания с чистого листа разработала сверхлегкий Eclipse 500, который и был призван воплотить в жизнь эту идею. Низкую стоимость этому самолету должно было обеспечить массовое производство по принципу автомобильного конвейера – около тысячи штук в год. Eclipse даже удалось собрать портфель заказов на более 2 тысяч самолетов, правда, большая часть их приходилось на новые компании-авиатакси, чья бизнес-модель выглядела достаточно сомнительной. Неудачи с налаживанием производства (планируемые ранее объемы поставок так и не были достигнуты), повышение цены Eclipse 500, а затем и банкротство основного заказчика привело к тому, что компания заявила о несостоятельности в конце 2008 г. Главный акционер Eclipse – Etirc Aviation – создала компанию EclipseJet, которая заключила сделку по приобретению активов обанкротившегося авиастроителя, обещая уплатить около 20 центов на доллар. Однако покупателю так и не удалось к середине февраля 2009 г. выплатить всю сумму, и по требованию кредиторов было объявлено о ликвидации Eclipse Aviation и распродаже имущества. А 800 служащих компании, до этого отправленных в неоплачиваемый отпуск, уволили окнчательно.
Вся эта поучительная история – яркий пример того, что происходит, когда романтики с горячими сердцами не умеют делать верных экономических расчетов. Энтузиасты, создавшие неплохой реактивный самолет и мечтавшие перевернуть саму идею частной авиации, потерпели неудачу. В результате – потерянные многомиллионные инвестиции и сотни оставшихся без работы людей. А самое обидное – о таком бесславном конце предупреждали многие, впрочем, ребята из Eclipse (англ. – затмение), видимо, пребывали в полном затмении и даже пытались судиться с особо рьяными критиками-блоггерами.
Я ни в коем случае не против романтиков от авиации. Благодаря им иногда происходят решительные перемены к лучшему. Но, к сожалению, не всегда. А к критике надо прислушиваться.
Искренне Ваш,
пока не идет снег в июле,
lowflyer
Тем, кому интересна моя точка зрения на истерию вокруг сверхлегких реактивных самолетов, рекомендую ознакомиться с вот этим письмом.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий