Знакомьтесь - De Havilland Beaver |
Не могу вспомнить, когда впервые увидел гидроплан. Наверняка это было в каком-нибудь фильме про Чака Норриса (или как его тогда звали?), и в ретроспективе мне кажется, будто я сразу же "запал" на этот вид транспорта. Большие джипы, дробовик "Винчестер" и бонусом ко всему этому антуражу - самолёт с пропеллером и поплавками, на котором можно хоть на рыбалку, хоть к друзьям в пруд. Есть в этом особая свобода, а ещё больше - романтики.
Не переставая удивляться, на какую своеобразную и непоседливую работу пристроила меня судьба (до сих пор не привык, хотя прошло шесть лет), я ждал встречи с ним: гидропланом De Havilland Beaver компании Kenmore Air. Она возит пассажиров и туристов из Сиэтла на близлежащие острова и в Британскую Колумбию (то бишь в Канаду), а меня к ней под крыло пристроил Департамент туризма в рамках общей экскурсии по городу. Как назло в то утро шёл дождь, и было совершенно непонятно, сможем ли мы полететь. Всё-таки в таких машинах нет систем синтетического видения и индикаторов на лобовом стекле.
Утро выдалось дождливым |
Прошло полчаса, и к небольшому пирсу причалили сразу два самолёта. И - да, довольно странно говорить о воздушных судах терминами судов водных. Уж тем более причудливо увидеть воочию, как из самолёта на ходу деловито выпрыгивает пилот, хватает за крыло и тут же пришвартовывает специальным канатом (это сильно отличалось от того, что я видел на демо-полётах Л-44 в Орловке). Оказалось, что я лечу не на экскурсию, а по-настоящему, из пункта А в пункт Б (острова Сан-Хуан - говорят, там водятся касатки, но я их не увидел). И даже на переднем кресле. Впрочем, органов управления опять не было: судя по всему, мировое авиационное сообщество уже смотрело мои отчёты и знает о привычке помогать пилотам.
Большие рычаги, штурвал и никакой гидравлики |
Так вот, вместо туристического облёта нам предстояло выполнить настоящий пассажирский рейс, по часу в каждый конец. Забраться в гидроплан проще простого: встаёшь на поплавок - и внутрь. А командир потом отталкивает его от берега и запрыгивает сам - всё равно что на рыбалку на вёсельной лодке поплыть. Сзади загрузились 3 человека, причём пилот Джефф (вы не поверите, но он выглядит даже моложе меня, а налетал уже 2500 часов) оценивающе смотрел на них и рассаживал в зависимости от габаритов. Балансировка - дело важное.
Затем он предложил всем беруши, постращал турбулентностью, пообещал "довольно сильную болтанку"... и завёл двигатель. Этот звук поршневого движка и вид вращающегося пропеллера, три большие рычага и штурвал, которыми пилот напрямую, без всяких гидравлических ухищрений, управляет самолётом, рождают особую близость человека и машины. Это такая чистая, интимная связь с крылатым существом, которая почти полностью отсутствует, когда сидишь среди сотен подобных в огромном летающем автобусе (при написании этих строк А340-600, несущий меня в Орландо, начало внезапно трясти, и пришлось заменить изначальный вариант на более мягкий. Связь всё же есть!)
Над Лейк-Юнион |
"Рулёжка" была долгой. Ветер задувал не в ту сторону, и нам пришлось дойти почти до конца озера Лейк-Юнион, прежде чем мы развернулись и, вслед за другим гидропланом, начали набирать скорость. На взлёте действительно колбасило. Не так, чтоб страшно, но плотный пятидесятибаксовый завтрак (оказывается, такие бывают не только в Москве) утрясло прекрасно. Я даже чуть не проморгал, как мы пролетели вровень с обозревательной площадкой той самой башни Space Needle, с которой у вас ассоциируется Сиэтл, если он вообще рождает хоть какую-то картинку. Интересно, что когда стоишь на площадке, кажется что эти 160 метров до земли - настоящая бездна. А в самолёте будто руку протянешь и горсть зачерпнёшь.
Протяни-ка руку, зачерпни водицы! |
Так мы, в общем-то, и летели молча целый час. Я наслаждался видами и рассматривал кокпит. Оказалось, что наш De Havilland Beaver родился в год смерти Сталина, а капремонт проходил в 2001-м. К вопросу о том, что в телевизоре любят говорить: "это был старый самолёт, он десять лет прослужил в Китае, прежде чем его купила такая-то авиакомпания".
Ветер в этот раз все время дул не с того борта |
Заход на посадку был довольно резким. Нам нужно было приводниться в небольшой бухте, а ветер вновь дул не в тот борт. Оказалось, что Джефф определяет направление ветра не по каким-то приборам, а просто глядя на волны. Признаться, это простейшее решение мне, избалованному стеклянными кокпитами, просто не пришло в голову.
Мы выгрузили пассажиров, взяли на борт улыбчивую девушку, которая работает в каком-то там доме отдыха или доме престарелых, и отчалили для короткого скачка на другую сторону острова - там ждал еще один пассажир. Оказалось, что сюда можно добраться и на пароме, но несмотря на цену билета в 170 долларов (это, в смысле, для русского человека - отдать 5000 рублей за часовую поездку на трясущемся поршневике всё-таки довольно круто), гидропланом настолько быстрее и удобнее, что она решила попробовать. И осталась очень довольна.
А сделали его еще в тот год, когда тов. Сталин помер. |
Я тоже! Мог ли я представить, что буду летать по Америке, как герой Чака Норриса, на самолёте с поплавками? Нет! А между тем, помимо романтики и тех самых трёх рычагов, которые, как мне показалось, не слишком сложно освоить, у гидроплана несомненно есть и функциональное применение. Вот, например, взлететь у нашего Сити и направиться прямиком в Валдай на рыбалку. Или, что более злободневно - из Кремля на Селигер.
Как такой не купить в Валдай летать? Зимой лыжи поставим... |
В общем, у нас, конечно, не Америка, но на гидроплане советую покататься всякому. А потом и купить - удержаться вряд ли получится, очень уж впечатляет. Да и стоит, как хороший седан. Надеюсь, пока я коплю искомую сумму, мне кто-нибудь в комментариях ответит, можно ли на них зимой лыжи ставить. Наши зимы ведь не только для душевного здоровья плохи. Гидропланам они тоже не очень по нраву.
Фото автора
Greate pieces. Keep writing such kind of information on your page. Im really impressed by your blog.
ОтветитьУдалитьHi there, You have performed a great job. I will definitely digg it and in my view suggest to my friends. I'm confident they will be benefited from this web site. aol.com email sign in