Всё началось с недосыпа, и им же закончилось. Бег с чемоданом на голове, самонадеянность Наполеона, погони на поездах, Бордо без вина, бизнес-джет наощупь, лежанка из костюма полярника, пересечение Атлантики и неумолимость бюрократии - всего лишь небольшая часть марафона, который начался со слов: "У нас тут зелёный борт летит в Америку. Не хочешь присоединиться?"
2 часа ночи. Чорт побери, еще ведь ничего не собрано! В 6 утра изволь подняться и поехать в аэропорт: рейс на Париж в 0850, опоздать никак нельзя. А то кукиш с маслом будет, а не приключения. Что ж, без пива собираться грех. Откупориваю вторую бутылку, жду озарения.И вот оно! Большой чемодан не брать, с ума сойду бегать с ним по Парижу. Возьму маленький. Всё, что можно свернуть трубочкой - сверну. Что нельзя - намну сверху. Что не влезет - долой. В Америке если что докуплю. Благо, дёшево.
0430. Чемодан собран, фотоаппарат заряжен, музыка и приложения синхронизированы... а главное - в соцсетях все довольны. Не будь их, ещё бы и полночь небось не минула. Ладно, посплю часок.
0600. Выход из дома. Идеальное соблюдение графика, мысленно гуляю по Елисейским Полям... и тут дождь! Зонты все здоровые, потом никуда не влезут. Нет уж, увольте. Чемодан - над головой, и бегом искать такси. Доезжаю до Аэроэкспресса (а вы бы доверяли Ленинградке, если б нужно было попасть куда-то вовремя?)
До Парижа - без приключений. И даже в Париж без оных. Электрички и метро ходят как наши - минута-в-минуту. Ровно в 1245 по местному жду представителя Dassault в ресторане. Беру "курицу а-ля франсэ". Приносят вполне отечественный обжаренный окорок с нашим же пюре. И выглядит столь же помпезно. Однако вкус! О, эти французы! Умеют из чего угодно сделать культур-мультур. Вадим говорит: "Давай перенесем тебе вылет с 1730 на 2005? Хоть по Парижу погуляешь."
Не буду же я отказываться! Вот и пошёл. Со мной - Света из широко известной в нужных кругах компании AdLux, рассказывает истории. В том числе и про Наполеона с его Триумфальной Аркой, которую достроили после его смерти. Тоже мне, триумфатор! Знай наших!
Оставшись один, восхожу на вершину того самого монумента. Осматриваю Париж. Затем часы: 1715. Вылет в Бордо, откуда отправляется Falcon 7X, ещё нескоро. Точно успею! Забираю чемодан у консьержей гостиницы, при которой ресторан. Размышляю: такси аль метро? Хотя чего тут думать? Такси это их не доловишься, потом сдерут сто евро, а везти будут 2 часа. Лучше уж на метро с ветерком.
1915. Стою на платформе в огромной толпе. Люди давятся, пытаясь попасть на редкий поезд. До аэропорта еще минимум полчаса - это даже если влезть. Звоню:
- Вадим, у меня проблема. Ваше метро напрочь сломалось, поезда не едут. Такси явно не поймать. Можете меня пересадить на последний рейс?
- Давай попробую. Там есть вылет в 2110. На него успеешь?
- Ещё целых два часа есть. Успею!
Влетаю в аэропорт Orly Ouest в 2105. Бегу к мадам за стойкой, кричу на оксфордском английском:
- Зарегистрируйте меня быстрее, эти ваши чортовы поезда не ходят, такси не поймать, что за город вообще, чтоб ваш весь транспорт с башни сбросили! Мне срочно нужно в Бордо!
Не помогло.
2130. Уже собираюсь пойти и взять в прокате самую расточительную тачку, какую только можно, и, накидавшись энергетиков, пролететь эти жалкие 570 км самостоятельно. Звонит Вадим:
- Иван, не сходи с ума. Ты ночь не спал, еще туда сейчас поедешь. В каком состоянии ты потом будешь лететь? За тобой уже едет такси, скоро тебя заберёт. Поспи хоть в машине. Вы будете там в 4 утра, сбор на ресепшн в 0530. Окей?
- Спасибо большое! Простите, что разоряю вашу компанию. Но я же не знал, что до аэропорта можно добираться 4 часа!
Чёрная Volvo S60. Водитель, как и положено, по-английски знает 19 слов. Я по-французски - 72. Что ж, беседы не получится. Обрушиваюсь на заднее сиденье и, эпизодически просыпаясь, вижу фуры, выныривающие из густого тумана, стрелку спидометра на 170, шлагбаумы платных магистралей ("Нет, мне сказали в Dassault, что я не должен вам за них возвращать деньги - у них всё схвачено"), пожарные машины вокруг напрочь сгоревшего грузовика. Бред, да и только!
Приезжаем в 0300. Целый лишний час на сон! Быстрое заселение в номер, секундный душ и... дай-ка выложу пару фоток в интернеты.
0520. Так и не спал. Уже познакомился с Себастьеном и Седриком. Оба пилоты-истребители, служили вместе. Себастьен под кличкой "3D" - летчик-испытатель Rafale. Только вчера на нем летал. Говорит, разгонялся до 1,6 Маха, крутил пилотаж. "На 7X так делать не будем", - обнадёживает он. Подпирая веки спичками, отвечаю:
- Давайте хоть вниз головой полетаем. Всё разнообразие!
0530. Предполетный брифинг. Они разбирают план полёта, я пытаюсь вникнуть. Три эспрессо отсрочили потерю сознания, но явно ненадолго. Так, тут погода прекрасная. Плюс 25, видимость бесконечная, кладут в мягкую постель и делают массаж. Ага. В Шэнноне туман. Вычеркнем, не нужен он нам. С этой точки просим разрешения на перелёт через Атлантику. Там эй-ти-си хитрый, на некоторых частотах делают вид, что не слышат. Давай-ка возьмём вот эти. Тааак, отлично. Потом Гандер. Нет, с юга. Тогда "Бегас" и резервный возьмём KHPN. Записываем: N48 W050. N41 W074. Топлива 018260, резерв 000913, для отхода на запасной 000737...
В кромешной тьме идём к самолёту. Из-под ног предательски убегает асфальтовая дорожка, оставляя за собой мокрую траву и какие-то цепкие палки. Впереди пятно света, из которого постепенно начинает вырисовываться хищный нос. 7X стоит облачённый в зелёный металл, напоминая первоклассные боевики про секретное летающее оружие и актёров с сельскими лицами, говорящими "Da comrade, na zdorovie".
Визуальный осмотр с фонариком. Вроде, всё как и должно быть - на цветмет ничего не утащили. Можно лететь. Залезаем внутрь, меня знакомят со специально для меня установленным креслом. Жутко тяжело двигается, и когда стоит, где ему положено, напрочь перегораживает проход в кабину. Нахожу спасательный люк в потолке, говорю "А чего это тут открыто?". Оказывается, не люк никакой: вентиляция.
- А где ж запасной выход для пилотов?
- Ну как, вон, посреди фюзеляжа. На крыло.
- Ааа, вон оно что. То есть это через моё кресло надо как-то пролезть? А хотя - всё равно же не понадобится!
0557 - Отрыв от французской земли. Высоту набираем неприлично быстро, из кабины видны только звёзды. Старательно запоминаю всё, что мне говорят по поводу взлёта, пилотирования, приборов. Смотрю, высота около 9000. Задаю какой-то вопрос, мне отвечают. Моргаю. Открываю глаза, вижу потолок. Голова откинута на спинку моего спец-стула. Приборы показывают 24000.
- Кажется, мне обязательно надо поспать.
- Иди, конечно. Сейчас только, вот, послушай диспетчеров. Мы скоро будем пересекать границу с Испанией.
Вникаю в переговоры. Смотрю на весело перемигивающиеся экраны, иконку самолета на центральном дисплее, темень в окне. В пункте назначения указан KTEB - главный нью-йоркский аэропорт бизнес-авиации Тетерборо. До него еще 6 часов 50 минут.
Иду в "салон" и тут же вспоминаю очень далёкую пору, когда мы жили на даче и у нас дома стоял жутко модный био-туалет. Он был столь крут по тем временам, что даже со временем обзавёлся отдельной пристройкой. Ровно такой же стоит посреди завешенных всякой всячиной внутренностей самолёта. Тут и там торчат железки, провода, болты. Иллюминаторы покрыты полупрозрачной плёнкой, да это и неважно: за бортом кромешная темень. Свободу передвижения не стесняют обитые качественной кожей кресла, столы из ценных пород дерева, телевизоры, хрусталь. Нет wi-fi, душа и раскладного дивана.
Зато есть костюмы защиты от всего на свете - такие толстенные красные водонепроницаемые комбинезоны. Говорят, они нужны в случае приводнения или приземления в холодных уголках земного шара, но кажутся они способными на большее. Седрик это тут же демонстрирует, положив один на другой со словами: "А это будет твоя кровать".
Отчаянно ворочаюсь во сне. Одному боку, подставленному горячему воздуху системы отопления, жарко. Другому, который общается напрямую с салоном, холодно. Ещё будучи в Москве, получил от Вадима сообщение: "Бери тёплые вещи, на борту холодно. Это приключение на выживание!"
Долго думал, брать ли пуховик или ограничиться термобельём и свитером. Маленький чемодан взял верх - и слава Богу. Сидел бы сейчас в Нью-Йорке с пуховиком, а потом его ещё во Флориду тащить!
В общем, не так-то и холодно. Пилоты привычные, летают уже в рубашке на майку. Я сдюжил в свитере, которому эпизодически приходила на выручку осенняя куртка.
А вот приключение это действительно незабываемое! Каждый, кто летает на бизнес-джете, наверняка знает, что можно зайти в кабину пилотов и хотя бы посмотреть, что там происходит (для меня загадка, почему не все этим пользуются). Но мне повезло гораздо больше - я уселся в командирское кресло и полетел! В детстве я управлял истребителями только при помощи клавиатуры, но с джойстиками, тем не менее, сразу нахожу общий язык. "Рулить" пришлось левой рукой, но и это не стало помехой. Главное, о чём нужно всегда помнить, глядя в разноцветные экраны и гоняясь за крестиками и черточками - что это не симулятор, и всё, что происходит - взаправду. Спрашиваю:
- Когда я задираю нос, как будто бы в воздухе больше ям появляется. Это просто совпадение, или его больше трясёт, когда он идёт вверх?
- Есть, конечно, небольшое сопротивление. Но чтоб по-настоящему начало трясти, нужно сделать вот так...
Земля вдруг стремительно поворачивается к левому окну и словно выжидает, что будет дальше. А потом столь же стремительно исчезает, и тут же выскакивает с другой стороны.
- Сейчас у нас крен 65 градусов. Чувствуешь, потряхивает? Он может крениться и дальше. Так держаться ни один другой самолёт не будет. ЭДСУ на Falcon не только подобные вещи позволяет выполнить безопасно. Он не даст себя завалить - будет выравниваться, если пытаться его направить к земле слишком быстро, и наоборот, начнёт кивать, если на малой скорости его задрать носом кверху.
Самолёт выравнивается, Себастьен выключает левый двигатель.
- Попробуй, поуправляй им. Видишь, триммеры сами всё подкрутили, чтоб ты не заметил потери движка? Тут и компоновка настолько хорошо продумана, что даже если с двигателем что-то не то, балансировка самолёта не сильно меняется, а тяги хватает, чтобы продолжать лететь на том же эшелоне, а не спускаться в плохую погоду, как на двухдвигательных машинах.
Нехотя расставшись с управлением, опять ухожу на боковую. Сил мало, на дворе по-прежнему ночь, впечатлений полно. Один бок печёт, другой морозит. Это уже становится привычным. Открываю глаза - наконец-то солнце. Лётчики уминают обед. Благо, на месте традиционных штурвалов здесь - откидные столики. Присоединяюсь. Кофе готовим из минералки, поставленной у отопительной трубы. Скоро Нью-Йорк.
Посадка стандартная. Долго снижаемся и крутимся, летим туда, летим сюда. Очень красиво прорезаем облака. Внизу американские деревеньки, похожие на моё Ящерово разве что количеством любителей огненной воды - везде аккуратные домики, хорошие дороги. Всё ровно, красиво, ухоженно. Слева высятся небоскрёбы Манхэттена. Новый One World Trade Center уже заметно перерос Empire State Building, теперь небосвод они будут доминировать вдвоём.
На земле нас ждёт суровый таможенник Кастро: крепкий, руки в наколках, выглядит как классический "морской котик" из кино. Встречает нас неожиданным пассажем:
- Мне сказали вас не ждать. Мол, у вас нет бумаг и вы не полетите.
- Но как же? Кто сказал? Мы вылетели восемь часов назад. Не могли ведь они об этом не знать?
- Слушайте, я вам говорю как есть. На вас не пришли документы, я самолёт в Штаты пустить не могу. Вы же его импортируете, правильно? Давайте, проходите оформляйтесь, у меня мало времени. Привезут все бумаги на самолёт - полетите дальше.
- Но нам ведь обязательно нужно продолжить полёт в Литтл-Рок. Собственно, туда мы его и везём, чтобы на него ставили салон и оборудование. А у нас скоро выйдет смена, и никуда мы полететь не сможем.
- Хорошо, давайте я позвоню своему боссу. Он, бывало, пускал такие самолёты, а бумаги потом довозили. Посмотрим, какое у него сегодня настроение.
У босса настроения, увы, не было. Спустя примерно час, когда стало ясно, что меня уже ждёт местный представитель Dassault, американец со звучной фамилией Понцони, а бравым лётчикам-истребителям придётся лететь сегодня же домой на родной Air France, пришлось прощаться. Я сердечно поблагодарил своих новых знакомых за такой замечательный полёт и за то, что открыли мне новую сторону бизнес-авиации. Ту, в которой люди получают такой же кайф, как и владельцы маленьких поршневиков, которые летают просто потому, что им хочется быть в небе.
1105. Я зашёл в свой номер в отеле и ахнул, увидев огромную кровать, которая словно заговаривала меня немедленно броситься в её объятия. И я решил: вот сейчас буквально пару слов напишу о полёте - и посплю.
1557. Надеюсь, вам понравилось.
Фото автора
Ееее!
ОтветитьУдалитьВаня, веллер-довлатов прямь! молодец и медаль за полет на Зеленом.
ОтветитьУдалитьзавидую что с Вадимом бо от него можно много чего услышать интересного...
си ю ин Орландо?
макс
Макс, спасибо! Полёт был правда очень хорош, необычно лететь в самолёте без салона, он напоминал мне чем-то наш дом в Ящерово по антуражу. Взлёт нам на этот раз уж очень спортивный сделать не дали, французы разрешили с земли только до 6000 фт по-моему подняться сначала, то есть 3 секунды вверх :-) Только многим позже добрались до 41000, а там и до 47000.
УдалитьА в Орландо мы что-то так и не увиделись. Странно!
а и еще, надо было чуть побольше описать взлет семерки
ОтветитьУдалитья смог это оценить год назад из мо в жо - это было неописуемо...