Social Icons

twitterfacebookgoogle plusrss feedemail

20 февр. 2009 г.

Конец большого бума

На состоявшемся 19 февраля в Москве 2-м ежегодном Форуме деловой авиации участники рынка впервые открыто констатировали факт: времена большого бума в развитии российской и мировой бизнес-авиации закончились. Всемирная экономическая турбулентность поставила этот сегмент авиарынка в новые условия, из которых вряд ли удастся выйти без фундаментальных изменений.

Число участников форума несколько уменьшилось по сравнению с прошлым годом. Однако не это стало главным индикатором кризиса. Тема «плохих времен» была на устах практически всех докладчиков, в независимости от общего тона выступления. Предварительный анализ статистики по объему перевозок, проведенный экспертами Объединенной ассоциации деловой авиации, показал в начале 2009 г. откат до показателей трехлетней давности – 2006 года. Октябрь 2008 стал рубежом, отделяющим кризисные явления от периода бурного роста. По данным Артема Пастухова из Jet Trading Group до 1/3 бизнес-джетов, находящихся под контролем российских владельцев, оказались выставлены на продажу. При этом Сергей Колтович из JetAllaince отметил, что несмотря на рост предложения на вторичном рынке, в России не зафиксировано ни одной сделки по продаже/приобретению самолета с прошлого октября.

На форуме был представлен прогноз развития мирового рынка новых бизнес-джетов компании Forecast International, обещающий небольшой спад в производстве в 2010—2013 гг., а затем восстановление бурного роста. Однако впервые этот прогноз был опубликован еще осенью 2008 г., а исследования и анализ проводились еще раньше – летом того же года, когда истинные масштабы грядущего экономического кризиса еще не были понятны. Так что, спад в отрасли, скорее всего, окажется гораздо серьезней, чем предполагали эксперты этой авторитетной американской компании. Да и что говорить – еще полгода назад такой депрессии рынка не ожидали даже закоренелые скептики, в том числе и ваш покорный слуга. Думалось – впереди еще есть год-два стремительного подъема перед неизбежной стабилизацией. Стабилизацией, но никак не откатом назад.

Тем не менее, нынешний форум заметно отличался по настрою и тону от предыдущего. Причем, явно в лучшую сторону. В прошлом году, представители сообщества бизнес-авиации, избалованные стремительным ростом рынка на фоне стабильного спроса, в основном жаловались на проблемы, по их мнению, серьезно мешающие развитию отрасли. А это несовершенство законодательной базы, высокие таможенные пошлины и т.п. Теперь же, когда спрос на услуги деловой авиации стремительно покатился вниз, стало очевидно, что именно он и являлся основным стимулом роста. Спрос заставлял участников рынка преодолевать имеющие препятствия, не считаясь с затратами.
Однако в новых, и тяжелых, условиях жалоб практически не слышно. Наоборот, речь в основном шла о методах выживания, поиска ресурсов для оптимизации работы. Об этом говорили представители авиакомпаний и брокеров в ходе круглого стола, посвященного вопросам эффективной эксплуатации воздушного парка и взаимодействия с владельцами.

Некоторые участники повели речь о том, что в новых условиях у российской бизнес-авиации есть шанс «повзрослеть» и выйти на европейский уровень, совершенствуясь в острой борьбе за клиента и экономическую целесообразность, повышая качество сервиса. Очевидно, очистки рынка от десятков фирм-однодневок, выраставших как грибы после дождя в период бурного развития отрасли, не избежать. Но ведь это пойдет только на пользу. Думается, не заставят себя долго ждать и новые эффективные схемы и модели бизнеса, а те из них, что успешно пройдут горнило кризиса, станут дополнительным стимулом будущего роста.

И все же, годок-другой придется подождать, затянув пояса и засучив рукава. Вряд ли быстро помогут снизить негативное влияние кризиса те положительные моменты, о которых говорил в своих выступлениях Леонид Кошелев, председатель Национальной ассоциации деловой авиации и владелец авиакомпании Джет-2000. Однако снижение ввозных пошлин на ряд самолетов бизнес-класса и позитивные сдвиги в разработке законодательной базы по регистрации воздушных судов, которые могут решить вопрос финансирования приобретения самолетов российскими банками, – очень серьезный задел на будущее. Остается дождаться выздоровления мировой, а вместе с ней и российской экономики. И как отметил зубр отечественной бизнес-авиации Евгений Бахтин, будем надеяться на восстановление цен на нефть. Как ни крути, а нефть и сырье по-прежнему формируют спрос в нашем сегменте рынка.

Искренне Ваш,
пока не научусь предсказывать кризисы,
Aлексей Королев

Автор благодарит журнал "Яхты", АТО и лично Анну Назарову за предоставленную возможность посетить Форум.

Комментариев нет:

Отправить комментарий