И, если первые два события оказались вполне замеченными, то последнее, несмотря на то, что фактически открыло эпоху современной бизнес-авиации, осталось в тени. Вот небольшая статья на эту тему:
50 лет первому бизнес-джету
04.09.2007 Иван Веретенников, Алексей Королев
4 сентября 2007 года исполнилось 50 лет с момента, когда в воздух поднялся опытный экземпляр реактивного самолета, спроектированного специально для нужд деловой авиации: утром 4 сентября 1957 года на взлет пошел Lockheed Jetstar, а вместе с ним – то, что мы привыкли называть современной бизнес-авиацией.История собственно деловой авиации, разумеется, немного старше этого события. Ведь в том же 1957 году американская Национальная ассоциация бизнес-авиации (NBAA), созданная десятью годами ранее, оценила парк воздушных судов деловой авиации США в 26 148 самолетов. Правда, в это число входило большое количество легких одномоторных поршневых самолетов, область применения которых относилась скорее к авиации общего назначения вообще, чем непосредственно к той ее части, которая сегодня называется собственно бизнес-авиацией.
Тем не менее, именно послевоенные годы следует считать временем активного развития деловой авиации, прежде всего, в США. Именно в этой стране сложилось благоприятное сочетание ряда факторов, а именно – рост экономики, большая территория, быстрое перемещение по которой не мог вполне обеспечить регулярный воздушный транспорт, и, что немаловажно, появление на рынке недорогих военно-транспортных самолетов, которые оказались невостребованными ВВС в мирное время.
К рубежу 1950—1960-х годов потребность рынка в самолете, максимально отвечающим потребностям корпоративной авиации стала очевидной. Правда, первый реактивный самолет, который стал использоваться как деловой, появился немногим ранее. Так, в начале 50-х французская компания Morane-Saulnier начала разрабатывать двухместный учебно-тренировочный самолет MS-755 Fleuret, который впоследствии стал основой для создания четырехместного MS-760 Paris. Именно Paris, первый полет которого состоялся 29 июля 1954 года, и упоминается в некоторых источниках как родоначальник класса бизнес-джетов. Однако MS-760 использовался, в основном, в качестве высокоскоростного связного самолета в военной авиации. Попытку позиционировать его как стоящее вложение для бизнесмена предприняла корпорация Beech Aircraft. Пресс-релиз 1955 года гласил: «нигде в мире вы не найдете такого самолета… потрясающе быстрый четырехместный самолет – такого еще никогда не было». Несмотря на то, что более 2000 человек остались очень довольными пробными полетами, цена в 250 тысяч долларов (в то время как Beech Bonanza, например, стоил около 20, а за сумму в 100 тыс. можно было приобрести большой двухдвигательный DC-3) показалась потенциальным покупателям слишком высокой. В США было продано всего два самолета.
Lockheed Jetstar, напротив, ждал успех. Ведь эта модель в гораздо большей степени соответствовала требованиям бизнесменов, сочетая прекрасные летно-технические характеристики и просторный комфортный салон, вмещавший до 10 пассажиров. За семнадцать лет было поставлено 204 самолета различных модификаций. Один из них, с регистрационным номером N777EP, принадлежал «королю рок-н-ролла» Элвису Пресли и отвечал на позывной «Hound Dog II». Его и сегодня можно увидеть в музее Элвиса Пресли в Грейсленде рядом с «Hound Dog I» – бывшим авиалайнером Convair 880. Шесть самолетов, под военным обозначением VC-140, находились на службе 89-го военно-транспортного авиационного крыла в качестве VIP-транспорта и несколько раз перевозили президентов Никсона, Форда, Картера и Рейгана. Когда на борту находился президент, самолету присваивался позывной «Борт Номер Один».
В отличие от опытного образца, оснащенного двумя турбореактивными двигателями Bristol-Siddeley Orpheus, первый серийный вариант был оснащен четырьмя турбореактивными двигателями Pratt & Whitney JT12, расположенных в хвостовой части фюзеляжа (похожее решение было использовано на отечественном Ил-62).
Отличительной чертой, из-за которой некоторые авиалюбители находят JetStar похожим на лодку, стали большие внешние топливные баки, установленные посередине крыла. Еще одна интересная особенность: для изменения угла наклона хвостовых стабилизаторов наклоняется сам киль, к которому они прикреплены. На месте соединения хорошо видна полоска неокрашенного металла.
JetStar долгое время оставался самым большим самолетом в своем классе и до сих пор остается одним из самых тяжелых бизнес-джетов. В настоящее время летают самолеты JetStar II, которые производились с 1976 по 1978 гг. – на них установлены более мощные и экономичные турбовентиляторные двигатели Garret TFE731-3 и топливные баки большего объема.
Основным итогом появления JetStar на рынке можно считать то, что он «открыл дорогу» реактивным самолетам в деловую авиацию. Вскоре появились и другие успешные модели этого класса компаний Dassault и Lear, а затем и многих других. Именно с появлением JetStar началась эпоха бизнес-джетов – реактивных деловых самолетов– которые в наше время составляют большинство мирового флота бизнес-авиации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий